/ Права и обязанности сторон

Права и обязанности сторон

Обращаясь за стоматологической помощью, каждый пациент должен знать о том какими правами он обладает и какие обязанности приобретет, заключив договор на оказание стоматологических услуг.

В первую очередь будет не лишним узнать, какими законами регулируются отношения между пациентом, стоматологической клиникой и врачом-стоматологом, возникающие с момента обращения в клинику.

Для ответа на этот вопрос нужно понять, что собой представляет стоматологическая услуга в частной стоматологической клинике.

Во-первых, любая стоматологическая услуга оказывается врачами соответствующих стоматологических специальностей – врачом-стоматологом терапевтом, врачом-стоматологом ортопедом, врачом-стоматологом ортодонтом, врачом-стоматологом хирургом. Отсюда вывод — стоматологическая услуга является одной из форм медицинской помощи гражданам.

На территории РФ оказание медицинской помощи регламентируется Основами законодательства об охране здоровья граждан.

При оказании стоматологической помощи на платной основе обязательным условием является заключение договора. Соответственно к таким правоотношениям (правоотношения это отношения между гражданами и организациями регулируемые нормами права, законами) применимы правила Гражданского кодекса о договоре оказания услуг (Глава 39 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг»).

Учитывая тот факт что, получая платную услугу, пациент, по сути, является её потребителем — к таким правоотношениям применимы и некоторые положения Закона о защите прав потребителей.

Итак, основными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения пациента и стоматологической клиники, являются:

  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей».

В любом современном договоре имеются указания на то, какими правами наделены стороны договора, и какие обязанности они несут. Наличие и прав и обязанностей у каждой из сторон обусловлено невозможностью в полной мере реализовать права одного участника сделки без выполнения обязательных действий по договору.

При этом, реализуя, например права пациента, обязанности возникают не только у стоматологической клиники и лечащего врача, но и у самого пациента. Так для качественного оказания стоматологической услуги (что является обязанностью стоматолога), достижения желаемого состояния здоровья, пациент, со своей стороны, обязан чётко выполнять рекомендации врача (например, использовать специальную зубную пасту, мазь, воздержаться от употребления в пищу некоторых продуктов и т.д).

Одним из пунктов договора на оказание стоматологической помощи, как правило, является обязательство пациента наиболее полно проинформировать лечащего врача о своём состоянии здоровья. Доказательством тому служит имеющаяся в каждой стоматологической клинике так называемая анкета (карта общего состояния здоровья пациента). В названной анкете пациенту предлагается ответить на вопросы о наличии или отсутствии хронических заболеваний, аллергии и некоторых особых состояниях здоровья (например, имеется вопрос для женщин о наличии беременности).
Однако даже аккуратно заполненная анкета полностью не решает задачи информирования врача обо всех необходимых факторах имеющих значение для проведения лечения. И в этом случае всё находится именно в руках пациента.

Практикующие врачи (и не только стоматологи) давно пришли к выводу, что не возможно в одной анкете отразить весь имеющийся перечень заболеваний, при которых необходимо корректировать методику стоматологического лечения. В этом случае пациент сам должен понимать важность предоставления всей необходимой врачу информации о своем здоровье.

Вывод: Обращаясь к стоматологу нужно помнить и сообщать врачу обо всех своих хронических заболеваниях, аллергии на медицинские препараты, других особых состояниях — беременность, пройденное в недалёком прошлом стационарное или хирургическое лечение, другие факты, имеющие отношение к состоянию здоровья.

В этом случае исчерпывающее информирование врача обо всех заслуживающих внимание фактах поможет получить качественную стоматологическую услугу.

Следовательно, точное и ответственное выполнение пациентом своих обязанностей по договору об оказании стоматологических услуг это не только условие договора, но и долг каждого пациента перед самим собой.

Вопрос-ответ