/ Юридическая поддержка

Юридическая поддержка

Права и обязанности сторон

Гарантии на лечение

Пути решения конфликтных ситуаций

Одной из самых актуальных проблем в стоматологии является проблема некачественного лечения зубов и защита прав пациентов. Последствиями некачественно оказанной медицинской услуги могут быть не оправдавшие себя затраты со стороны пациента или нанесение вреда его здоровью. И в том и в другом случае претензии должны предъявляться стоматологической клинике.

В настоящее время доля претензий к стоматологическим клиникам составляет более 40% от общего объема исков по качеству медицинской помощи.

При возникновении конфликта со стоматологической клиникой пациент, как правило, вынужден для защиты своих прав обращаться в суд и, если претензия обоснована, тот взыскивает с клиники сумму компенсации за полученные неудобства.

Существенная часть претензий, как правило, основана на некачественном лечении зубов, включая врачебные ошибки.
Методы судебной защиты, применяемые стоматологическим сообществом, обычно строятся на предубеждении необоснованности претензий пациента и нежелании признавать упущения в работе врача-стоматолога. Суд, в свою очередь, установив факт некачественного стоматологического лечения или врачебной ошибки, однозначно привлекает к ответственности клинику.

Разрешая вопрос в суде, большинство участников спора сталкивается с, казалось бы, излишним в данной конфликтной ситуации вопросом суда о возможности достижения мирового соглашения. Суд, ставя вопрос о возможности примирения сторон на условиях какой либо договорённости по конфликту, пытается хотя бы формально обозначить существование процедуры досудебного урегулирования конфликта эффективно работающей в большинстве цивилизованных стран мира.

На рынке стоматологических услуг в России механизм урегулирования спорных ситуаций между пациентом и стоматологическим сообществом пока в полной мере не сложился. Ассоциация частных стоматологических клиник (www.stomas.ru) одной из первых начала работу по поиску компромиссных решений в случаях, когда пациент не доволен результатом лечения, а стоматологическая клиника не согласна со всеми полученными по этому поводу претензиями. Выходом из сложившейся ситуации является создание Службы по досудебному урегулированию конфликтов.
В основе деятельности Службы Ассоциации по досудебному урегулированию конфликтов с пациентами лежат следующие принципы:

  • информирование пациента о его правах, обязанностях (стандарт информированности), а так же создание у пациента понятия «качественная стоматологическая услуга»;
  • разъяснительная работа среди клиник и врачей-стоматологов о необходимости реализации прав пациентов при оказании стоматологических услуг;
  • информирование участников стоматологического рынка о необходимости, в случае возникновения конфликтных ситуаций, проводить процедуру досудебного урегулирования.

Таким образом, деятельность Ассоциации частных стоматологических клиник призвана улучшить ситуацию по большинству сложившихся проблемных вопросов  в стоматологии, путем формирования элементарной информационной и правовой культуры участников вышеуказанных взаимоотношений, а также института профессиональной этики стоматологического сообщества.

Юрист Ассоциации частных стоматологических клиник Худолеев Ю.В.

Вопрос-ответ